Акция «Беларусь против табака», приуроченная к Всемирному дню без табака 31 мая

С 11 мая по 31 мая 2020 г. в Беларуси проводится республиканская информационно-образовательная акция «Беларусь против табака», под девизом «Табак и здоровье легких» .

Акция  проводится в целях реализации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в Республике Беларусь; государственной программы  «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016-2020 годы;  профилактики заболеваний,  причинно связанных с табакокурением и активизацией  работы по  пропаганде здорового образа жизни среди населения нашей республики.

Курение табака является самой распространенной  и  одной из наиболее вредных привычек. Средняя потеря продолжительности жизни курящих белорусов  составляет 18 лет. Курение является одной из самых частых причин смерти человека. Основные болезни курильщиков:рак легких, хронический бронхит, бронхиальная астма,  ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт головного мозга, патологии  внутренних органов и многие другие заболевания. Сигаретный дым содержит более 400 различных ядовитых веществ. В легких курящих людей накапливается более  1 кг канцерогенов.

Табачный дым вреден не только для самого курильщика, но и  для тех, кто находится с ним рядом (пассивное курение). Не менее 90%  некурящих граждан,  в том числе детей, подростков  вдыхают ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов случаев смерти. При сохранении нынешних тенденций в 21-м веке из-за него произойдет до одного миллиарда случаев смерти. Табак убивает до половины употребляющих его людей. Каждые 6 секунд из-за табака умирает примерно один человек. Ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Вторичный табачный дым — это дым, заполняющий рестораны, офисы или другие закрытые помещения, где люди курят. В табачном дыме присутствует более 4000 химических веществ, из которых, по меньшей мере, 250 известны как вредные, а более 50 как канцерогены. Безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует.

Среди взрослых людей вторичный табачный дым вызывает серьезные сердечно-сосудистые и респираторные заболевания, включая ишемическую болезнь сердца и рак легких. Среди детей грудного возраста он вызывает внезапную смерть. У беременных женщин он приводит к рождению детей с низкой массой тела. Почти половина детей регулярно дышат воздухом, загрязненным табачным дымом в местах общественного пользования. Более 40% детей имеют, по меньшей мере, одного курящего родителя.

Необходимо, чтобы каждый человек мог дышать воздухом, свободным от табачного дыма. Нормативные правовые акты по обеспечению среды, свободной от табачного дыма, защищают здоровье некурящих людей, пользуются популярностью, не вредят бизнесу и способствуют тому, чтобы курильщики бросали курить.

Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить восемь миллионов. Потребители табака, умирая преждевременно, лишают свои семьи дохода, повышают стоимость медицинской помощи и препятствуют экономическому развитию.

Снижение потребления сигарет на 1,9% позволит спасти более 38000 жизней в год.

По данным Международного союза по борьбе с раком (UICC) сегодня 30% всех случаев смерти от рака связаны с курением. Сокращение потребления табака наполовину даст возможность сохранить 170 миллионов жизней к 2050 году.

Уже много десятилетий табачные компании применяют изощренные и циничные методы вовлечения молодежи в употребление табачной и никотиновой продукции и тратят на это значительные ресурсы. Из внутренней документации таких компаний можно узнать о том, что они вербуют новое поколение любителей табака при помощи целого ряда всестороннее изученных и тщательно выверенных приемов, от дизайна продукции до маркетинговых кампаний, призванных обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам людей, ежегодно умирающих от связанных с табаком болезней.

Во Всемирный день без табака 2020 г. в ответ на систематические, агрессивные и упорные усилия производителей табака и никотина по воспитанию нового поколения потребителей табака будет проведена антимаркетинговая кампания, призванная побудить молодежь присоединиться к борьбе против большого табачного бизнеса.

Глобальная кампания по случаю Всемирного дня без табака 2020 г. призвана: 

  1. продемонстрировать несостоятельность существующих заблуждений и рассказать о манипулятивных приемах, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции, особенно в целях сбыта продукции молодежи, в том числе за счет вывода на рынок новых и оригинальных изделий, использования ароматических добавок и других привлекательных потребительских характеристик;
  2. дать молодым людям знания о намерениях и тактике табачной и никотиновой индустрии по вовлечению нынешнего и будущих поколений в употребление ее продукции;
  3. расширить возможности лидеров мнений (в поп-культуре, социальных сетях, в учебных заведениях и дома) по защите и отстаиванию прав молодых людей и дать толчок реальным изменениям, вовлекая их в борьбу против крупного табачного бизнеса.

Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?

  1. В составе табачных и никотиновых изделий используют привлекательные для молодежи ароматические добавки, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающие внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия
  2. Для привлечения внимания используют стильный модный дизайн изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
  3. Продвигают якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений
  4. Стимулируют сбыт табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами
  5. Скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях
  6. Размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним
  7. Подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).